четверг, 7 февраля 2013 г.

структура построения программы в языке турбо паскаль

Содержание В этой главе будут рассмотрены особенности построения программы на Турбо Паскале, в том числе назначение и содержание разделов, синтак]сис и применение операторов. Здесь также приведены примеры различ]ных языковых конструкций. 3.1. Структура программы на языке Турбо Паскаль Программа, написанная на языке Турбо Паскаль, имеет следующую структуру: заголовок программы; раздел описаний; тело программы. Заголовок программы состоит из служебного слова program, имени програм]мы, образованного по правилам использования идентификаторов Паскаля, и точки с запятой, например: program my_prog001; Раздел описаний включает следующие подразделы: раздел описания констант; раздел описания типов; раздел описания переменных; раздел описания процедур и функций. В языке Турбо Паскаль должны быть описаны все переменные типы, кон]станты, которые будут использоваться программой. В стандартном Паскале порядок следования разделов в программе жестко установлен, в Турбо Паска]ле такого строгого требования нет. В программе может быть несколько разде]лов описания констант, переменных и т.д. ^ Структура программы на языке Паскаль: program ; const ; type ; var ; begin ; end. Тело программы начинается со слова begin, затем следуют операторы язы]ка Паскаль, реализующие алгоритм решаемой задачи. Операторы в языке Пас]каль отделяются друг от друга точкой с запятой и могут располагаться в одну строчку или начинаться с новой строки (в этом случае их также необходимо разделять точкой с запятой). Назначение символа «;» - отделение операторов друг от друга. Тело программы заканчивается служебным словом end. Несмот]ря на то что операторы могут располагаться в строке как угодно, рекоменду]ется размещать их по одному в строке, а в случае сложных операторов отво]дить для каждого несколько строк. Рассмотрим более подробно структуру программы: program ; const ; type ; var ; begin ; ; ; end. В текст программы на Паскале могут быть включены комментарии в фигур]ных скобках ({это комментарий}) или в круглых скобках в сопровождении символа «*» (* это тоже комментарий *). Комментарии не выполняются про]граммой, а служат для пояснения отдельных ее частей. Приведем пример тек]ста программы на Паскале: program one; const а=7; var b,c: real; begin c:=a+2; b:=c-a*sin(a); end. ^ 3.2. Простейшие операторы языка Паскаль В языке Паскаль есть простые и структурированные операторы- Рассмотрим сначала первые. 3.2.1. Оператор присваивания В операторе присваивания слева всегда стоит имя переменной, а справа - зна]чение, например: a: =b; где а - имя переменной или элемента массива, Ь - значение как таковое, выражение, переменная, константа или функция. Типы переменных а и Ъ должны совпадать или быть совместимыми для при]сваивания, то есть тип, к которому принадлежит переменная Ь, должен нахо]диться в границах типа переменной а. В результате выполнения оператора а: =b переменной а присваивается зна]чение Ъ, например: var a,b,с,d: real; begin c:=pi/2; d:=sin(pi*c)*cos(c)*ln(c); a:=(c+d)/(c-d)*exp(-c); d:=sqrt(c)*exp(l/9*ln(c)); end. ^ 3.2.2. Операторы ввода-вывода Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора read. Он может иметь один из следующих форматов: read (xl,x2, ...,хn) ; или readln (xl,x2, ...,хn) ; где Xj, x2, ..., хп- список вводимых переменных. Когда в программе встречается оператор read, ее действие приостанавли]вается до тех пор, пока не будут введены исходные данные. Вводимые перемен]ные отделяются друг от друга пробелом или Enter. Так чем же отличаются read и readln? Оператор readln аналогичен опе]ратору read, разница заключается в том, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора readln данные для следующего опе]ратора readln будут считываться с начала новой строки. Но следует помнить, что Enter переведет курсор на новую строку независимо от того, как именно происходит считывание данных. При введении числовых значений большой разницы между read и readln нет. При вводе строковых переменных луч]ше использовать оператор readln. Строковые значения вводятся подряд или отделяются нажатием клавиши Enter. Более подробно ввод строковых пе]ременных будет рассмотрен в разделе 8.1. Пример: program three; var a,b,с:real; begin read(a,b); c:=a+b; end. Для вывода информации (чисел, строк и булевых значений) на экран дисплея служат операторы write writeln. В общем случае операторы writen writeln имеют вид: write (xl,x2, ...,xn) ; writeln(xl,x2 , ...,xn) ; где Xj, xv ..., хп представляют собой список выводимых переменных, констант, выражений (xv xr ..., хп не могут быть перечислимого типа). Операторы write writeln последовательно выводят все переменные на экран дисплея. Если используется оператор writeln, то после вывода инфор]мации курсор перемещается на новую строку. Вещественные данные выводятся в формате с плавающей точкой. Ширина поля вывода в этом случае составляет 18 символов: #.###########Еa###, где # -любая десятичная цифра от 0 до 9, например: 0.344300000000Е-01 0.03443 -5.44317180000Е+02 -544.31718 Как видно, число, стоящее после Е, - это степень, в которую необходимо возвести число 10, и затем результат умножить на число, стоящее перед Е. Рассмотрим фрагмент программы на Паскале: r:=17.42; С:=-0.0001342; к:=12; writeln(r); writeln(с); writeln(к); В результате выполнения этого фрагмента на экране появятся следующие числа: 1.7420000000Е+01 -1.3420000000Е-04 -12 Попробуйте самостоятельно разобраться, чем отличается вывод в следую]щих трех программах: var a,b,c:real; var a,b,c:real; begin begin a:=174.256; a:=174.256; b:=-13.6671512; b:=-13.6671512; с:=24316.1196673; с : =24316.1196673; write(a); write(a); write(b); writeln(b); write(c) ; write(c) ; end. end. var a,b,с:real; begin a:=174.256; b:=-13.6671512; с:=24316.1196673; writeln(a); writeln(b); writeln(c); end. После изучения операторов read и write можно написать несколько про]стейших программ. ПРИМЕР 3.1. Заданы длины трех сторон треугольника а, b, с. Вычислить периметр и площадь его. Значения а, Ь, с ввести с клавиатуры. Блок-схема алго]ритма приведена на рис. 1.7. program four; var a,b,c,s,p:real; begin write( a= ); readln(a); write('b='); readln(b); write('c='); readln(c);

151.79 Kb.Название Дата конвертации08.11.2012Размер151.79 Kb.Тип источник

3 Структура программы на языке Турбо Паскаль

3 Структура программы на языке Турбо Паскаль

Комментариев нет:

Отправить комментарий